Вероятно, эта тема была, есть и будет существовать в Будо. Возможно, причины уходов были, есть и будут схожими. Но в одинаковости способов решения желания или необходимости уйти из школы/группы/зала в разные времена и в разных странах — не уверен…
В настоящее время основная причина ухода из клуба (кроме, конечно, ухода по причине прекращения занятий) связана с выгодой. Без объяснения в тонких материях или экскурсах в историю, без попыток прикрыться разговорами об этике или философии, причина обнажится одна – попытка получить выгоду. Как сейчас модно говорить, «ничего личного – только бизнес». Это красиво звучащее инородное слово прикрывает и искажает суть процесса и другое слово «коммерция».
В айкидо появилось много коммерсантов. В том смысле, что люди, профессионально занимающиеся торговлей, как и все мы подвержены профессиональной деформации. Поэтому они пытаются торговаться даже в зале воинских искусств. В залах айкидо это почти всегда сходит с рук.
Айкидо не агрессивно. В техниках, в принципе, не применяются удары и народ занимается мирный в основном. Вот в такой среде современные торговые люди чувствуют себя очень комфортно. Они вполне проявляют свой нрав безнаказанно. Всячески уходят от столкновений и практик с сильными партнерами, зато ведут себя показательно важно с более слабыми, чем они.
Это, конечно, собирательный образ. Встречаются достойно держащие себя люди, но мне пришлось сталкиваться и более чем с одним представителем худшей части. Есть много внешних причин осложняющих ситуацию, но с ними ничего нельзя поделать.
И наконец, личные отношения. С ними ещё проще. У всех учителей/инструкторов, которые честно и с душой десятилетиями отдавали себя изучению Будо и поискам Учителя, так же сформировался определенный характер.
У тех, кому выпало общаться с очень трудными (даже по нашим меркам) характерами учителей из Японии, выдерживать на себе годами их огромную силу на тренировках, и тем более, лежать по многу раз на операционном столе после экспериментов или поединков в додзё, характер просто не может быть «сладкий» и льстивый. Увы, или к счастью.
Стоит понять, что после перенесенных испытаний и большой личной силы, такие инструктора на самом деле мягкие и покладистые. Вся их свирепость и воинственность уходила годами с болью и потом.
Если такому учителю/инструктору не нравятся выкрутасы ученика, то он не может их не замечать. Каким-то образом, учитель всё равно сообщает ученику, что тот что-то делает не так. «Не так», в смысле, не в существующей традиции, а нам придется принять, что учитель/инструктор обязан быть образцом и носителем определенных традиций. Поэтому, как только учитель сообщает делающему ошибки ученику, что он не прав, последний начинает искать выход из ситуации. Если он не хочет изменяться, считает всех, кроме себя неправыми, то выход находится только один – уходить.
Что понимается под «выкрутасами». Попробую перечислить.
Итак:
— нежелание тренироваться с более сильными,
— конфликтные ситуации от нежелания подчиняться действию силы,
— конфликтные ситуации от попыток поучать более старших по возрасту и рангу,
— тренировки только с более слабыми,
— конфликтные ситуации от попыток применять силу к более слабым,
— заносчивость и высокомерие в общении,
— поиск и реализация «прямых» выходов на учителей более высокого ранга в обход своего учителя или инструктора с последующим «присвоением» им звания «мой учитель».
Здесь будет вполне хорошо пример с рядовым или сержантом, который в армии будет постоянно ходить в ГЕНштаб для общения с генералом, а потом и вовсе заявит, что пойдет служить в штаб. Если генерал такое позволит, то вряд ли кто сможет помешать, но старшие и младшие офицеры будут в ауте, т.к. это быстро погубит армию. В самом деле, если все будут при штабе, то кто в окопах-то будет лежать?
Вот, собственно, и всё. Даже не в уходах дело. Дело в том, что на моей памяти был один только раз, когда ученик пришел и сказал, что он уходит и назвал причину.
В других случаях, у всех гордо уходящих не хватает личной силы всё сделать правильно. А ведь речь идет о Будо и традициях. О них в миг забывают. Забывают об учителях, преемственности, порядочности и многом другом.
Нужны примеры? Пожалуйста. Давайте в лицах.
Из прошлого…
Владимир Б. После многих лет пришел и сказал: «А можно я буду заниматься в зале рядом, но отдельно и один (??? )?» Было отказано. Спустя 20 лет о нем никто не помнит.
Сергей К. Просто пропал. Потом стал заниматься Такемусу айки. До сих пор имеет 1 дан, полученный у нас. Утверждает, что дело не в данах. А в чем? В названиях? Тогда почему бы не объявить себя мэром горда, к примеру, или академиком РАН.
Александр Г. Просто ушел, не постеснявшись и занимаясь агитацией у зала перед тренировкой, переманить часть группы. Спустя годы его группа распалась многократно и он уже раз в 3-ий перебежал к кому-то более удобному и выгодному. Его сотоварищи уже аттестованы на 5 дан. Он сам безнадежно отстал и растерял всё в айкидо.
Евгений Д. Был исключен из клуба по морально-этическим соображениям. Вдруг начал развивать Ки-айкидо. Потом был замечен в связях с сектой Муна и прославлен розыском милицией у нас в зале в связи с заемом денег у какого-то японца и последующим нежеланием отдавать.
И наконец, Дмитрий Г. Ушел, сказав, что мы не признаем его реального уровня мастерства (у него 4 дан, а у нас 5-ые и 6-ой), что у нас всё неправильно. И гордо ушел, чтобы напрямую ездить к моему учителю. Теперь его ждет незавидная участь — придумывать для своих знакомых, учеников удобное объяснение своих ошибок и сочинять историю чудесного обретения им СРАЗУ 4-го дана айкидо, к примеру, и ВОЛШЕБНОЙ встречи СРАЗУ после этого с учителем…
Все эти люди искали выгоды, на мой взгляд. Я не пытаюсь их судить. Это случится само по себе. Мне просто кажется, что они пока что-то не поняли в Будо и что-то не исправили в себе…
А что клуб?
Чтобы выбить почву из-под ног всяких суперджидаев и сказочников, Клуб стал всеми способами содействовать выезду инструкторов из больших и малых городов на стажировку в ХД и сихану Ясуно. Никто не может претендовать на исключительность и отдельное отношение на тренировках. Все проходят через одну школу и методику. Однако, всегда можно скорректировать интенсивность и цель тренировки из-за плохого самочувствия или иных причин.
Это всё позволило нам уже почти 30 лет быть вместе. Нам – это большому числу обладателей данов, поддерживающих дружеские отношения даже после прекращения некоторыми из нас занятий. Кто-то отсутствовал несколько лет и потом опять возвращался. Такова жизнь. Но бОльшая часть из нас всегда помнила о принципах и традициях Будо, оставаясь верными друг другу. Так и будем продолжать, несмотря на старение и проблемы. Опыт и традиции должны передаваться только теми и тогда, когда они не нарушались во имя выгоды или из-за обиды.
А разве нет?
С переходами все проще. Если переход необходим в рамках одного клуба, просто из одного зала в другой, от одного инструктора к другому, то вопрос обсуждается с инструкторами залов. При отсутствии возражений проблема решена.
Если необходим переход из одного клуба в другой, то согласование с инструкторами тем более необходимо. Инструктору от которого уходят сообщается причина и говорятся какие-то слова на прощание. Его же просят о рекомендации к новому инструктору, если это необходимо.
На мой взгляд, самое последнее дело своими действиями портить отношения между инструкторами.
И самое важное, на мой взгляд. Передать можно только то, что имеешь и стоишь столько, сколько можешь отдать своего. Т.о. образом будет передаваться эта бацилла странного характера с большими амбициями, трусоватостью внутри и этой странной склонностью предавать с благородным выражением лица…
Удачи всем в изучении воинских искусств, терпения и стойкости!
Дьяков Алексей
@Анъюкай