Авасэ | Слияние, согласование; необходимость координировать и приспосабливать ваши движения к движениям нападающего |
Айкидо | Путь согласования энергии |
Айки-кэн | Фехтовальная техника Айки и, вообще, фехтование согласно принципам Айки |
Айханми | Взаимное расположение, при котором уке и нагэ стоят лицом друг к другу в одноимённых стойках — правосторонней или левосторонней |
«Аригато» | «Спасибо» |
Аси вадза | Техника передвижения, техника ног |
Атэми | Удар. Оборонительный удар, применяемый для нейтрализации Ки вашего партнера |
Бокен (бокуто) | Деревянный меч |
Будо | Путь Воина. Воинские искусства, включающие технику борьбы, стратегию, физическое и духовное обучение, умственную дисциплину и этикет |
Вадза | Формы приемов |
Гоккё (удэ нобаси) | Пятый способ контроля |
«Гомэн насаи» | «Прошу извинения» |
Гэдан | Нижний уровень (уровень бедер) |
Гяку-ханми | Взаимное расположение, при котором уке и наге стоят лицом друг к другу в разноимённых стойках: один — в правосторонней, другой – в левосторонней, и наоборот |
Дан | Уровень чёрного пояса, ранг мастера |
Дзарэй | Поклон из позиции сэйдза |
Дзию вадза | Свободная техника, где наге импровизирует, свободно выбирая используемые техники |
Дзё | Короткая палка (посох) длиной 128 см |
Дзёдан | Верхний уровень, (область от плеч до макушки) |
Дзё-дори | Техника отбирания дзё у атакующего (учи) |
До | Путь, образ жизни |
Додзё | Место постижения Пути, зал, где практикуются в воинских искусствах |
«Домо аригато годзаймас» | «Большое спасибо», наиболее вежливая форма благодарности |
Дори/Тори | Захват; Так же тот, кто выполняет прием и выигрывает схватку |
Досю | Мастер Пути. Титул, наследуемый прямыми потомками Основателя Айкидо |
Ёкомэн | Боковая сторона |
Ёкомэн-ути | Удар в боковую часть головы, висок |
Ёко укэми | Боковая страховка |
Ёнкё (тэкуби осаэ) | Четвертый способ контроля. Ограничение нажатием на нервный узел запястья |
Дзансин | «Неразрушимое сосредоточие», состояние внутренней готовности |
Иккё (удэ-осаэ) | Первый способ контроля. Ограничение подвижности предплечья |
Ирими | Буквально «встречный вход». Вхождение на встречу противнику |
Ирими нагэ | Бросок «встречным входом» |
Ирими тэнкан | «Вход и поворот» |
Кайтэн-нагэ | Бросок вращением |
Каэси-вадза | «встречная техника»; приемы противодействия |
Камаэ | Положение готовности |
Какари-гэйко | Нападающие (уке) атакуют один за другим |
Ката | 1. Плечо. 2. Определенная последовательность движений |
Ката дори | Захват за плечо |
Катана | Самурайский меч |
Кататэ дори | Захват одной рукой за руку |
Ки | Жизненная энергия Вселенной и человека |
Кихон | Базовая техника |
Кихон Доса | Базовые движения |
Кохай | Младший ученик |
Кокю | «Движущее дыхание». Координация дыхания, энергии и движения тела |
Кокю нагэ | Бросок, проведенный с использованием Ки и дыхательной техники |
Кокю хо | Искусство применения силы Ки; система упражнений для тренировки «силы дыхания» |
Котай | «Смена». Команда, подаваемая в случае, когда нападавший и защищающийся должны поменяться ролями |
Котэ | Запястье |
Куби | Шея |
Кю | Ученические уровни в Айкидо до степени «дан» |
Ма-ай | «Гармоничная дистанция», расстояние, соответствующее моменту, между обороняющимся и атакующим, необходимое для корректного выполнения техник Айкидо |
Маэ кайтэн укэми | Страховка перекатом вперед |
Миги-ханми | правосторонняя стойка |
«Мо иккай» | «Ещё раз!» |
Моротэ дори | Удержание двумя руками за одну руку |
Мэн | Голова, лицо |
Нагэ | 1. Бросок. Техника бросков в Айкидо. 2. Человек, проводящий бросок, защищающийся |
Никё (котэ маваси) | Второй способ контроля. Вращение запястья |
Ни-нин гаке | Два уке атакуют наге |
Оби | Пояс |
Оё-вадза | Вариации базовых техник в расширенном обучении, практические, полусвободные |
Окури аси | Скользящий шаг с сзади стоящей ноги |
Омотэ | 1. Передняя, внутренняя сторона, вход. 2. Внешний круг обучения |
«О-негаи симас» | «Пожалуйста, примите участие в тренировке со мной». Японское стандартное выражение при пожелании чего-либо |
О-Сэнсэй | Великий Учитель, Основатель Морихей Уэсиба |
Осаэ-вадза | Техники контроля, удержания |
Рандори | Множественная, повторяющаяся атака. Свободный стиль, импровизация с несколькими нападающими |
Рэй | Поклон. Жест почтения и благодарности |
Рэйсики | Этикет Додзё, приветствия, поклоны |
Рэндзоку | Один за другим, непрерывный |
Рёката дори | Удержание обоих плеч или лацканов |
Рётэ дори | Захват обеими руками |
Рю | Школа, течение. Приставка, означающая некоторый стиль в Будо |
Сан-нин гаке | Трое атакуют наге |
Санкё (котэ хинэри) | Третий способ контроля. Скручивание запястья |
Сёмен | 1. Передняя часть додзё. 2. Голова, лицо |
Сёмен ути | Прямой удар в голову |
Сёмен рэй | Поклон в сторону Сёмена, передней части додзё |
Сихан | Мастер-наставник. Титул, применяемый к учителям высших рангов |
Сихо нагэ | «бросок на четыре стороны» |
Сихо гири | Упражнение с нанесением рубящих ударов по четырем направлениям |
Сикко | Перемещение на коленях |
Сокумэн | Сторона |
Сото | Вне |
Сото тэнкан | Поворот вовне |
Сото кайтэн-нагэ | Бросок вращением с внешним входом |
«Сумимасэн» | «Извините» |
Сувари-вадза | Техники, выполняемые в сэйдза, в стойке на коленях |
Сэмпай | Старший ученик, инструктор для младших |
Сэнсэй | Учитель (букв. «прежде рожденный») |
Сэйдза | Классическое сидячее положение в боевых искусствах |
Тай-дзюцу | Техника Айкидо без оружия |
Тай но хенко (тэнкан) | Поворот корпуса на 180 градусов, в то время как уке захватывает запястье наге |
Тай сабаки | «двойной поворот», техника перемещения и поворотов, движение с линии нападения |
Танто | Нож |
Танто дори | Техника отбирания ножа |
Тати дори | Защитная техника без оружия против атак мечом |
Тати вадза | Техники стоя |
Тегатана | «Рука-меч», «рубящее» ребро ладони |
Тсуки (цуки) | прямой удар кулаком или толчок, тычковое движение |
Тэнкан (тай но тэнкан) | Вращение корпуса вокруг оси, уклонение от атаки с помощью разворота тела |
Тэнчи нагэ | «Бросок неба — земля» |
Укэ | Атакующий, принимающий приемы |
Укэми | Страховка, искусство падения |
Укэми вадза | Техники страховки |
Ура | внешняя сторона |
Усиро | Задняя сторона, сзади |
Усиро рёте дори | Захват за запястья сзади |
Усиро вадза | «Задняя техника»; приемы, применяемые, когда нападают сзади |
Усиро хантен укэми | Страховка падением назад (без вереворота черз голову) |
Усиро кайтэн укэми | Страховка перекатом назад |
Учи (ути) | 1. Удар, наиболее часто сверху вниз. 2. Внутрений |
Учиката | Техники нанесения ударов |
Учи кайтэн-нагэ | Бросок вращением |
Фунэкоги (тори фунэкоги ундо) | Упражнение: «движение гребцов» |
«Хадзимэ» | (команда) «Начать» |
«Хай» | «Да» |
Хакама | Традиционные японские широкие брюки. В практике айкидо – часть форменной одежды обладателей черных поясов |
Ханми | Стойка вполоборота. Основная стойка в Айкидо, в которой ступни образуют как бы треугольник |
Ханми-хантати | Положение, при котором укэ стоит, а нагэ сидит (в сэйдза) |
Хаппогири | Упражнение с нанесением рубящих ударов по восьми направлениям |
Хидари ханми | Левосторонняя стойка. |
Хидзи | Локоть |
Хомбу Додзё | Центральный Додзё Айкидо Айкикай |
Цуги аси | Скользящий шаг с впереди стоящей ноги |
Чудан | 1. Cредний уровень (уровень груди — от живота до плеч). 2. Средний уровень обучения (иногда: «чудэн») |
Юданся | Человек, обладающий уровнем черного пояса |
«Ямэ» | (команда) «стоп» |